30 янв. 2010 г.

Батьке нечем шантажировать Москву

К концу января Россия и Белоруссия наконец-то пришли к компромиссу по поводу поставок нефти. Об урегулировании конфликта стало известно в среду вечером. Однако противостояние Москвы и Минска носит отнюдь не сиюминутный характер, и вряд ли нынешнее перемирие исключает возможность новых "заморозков" в российско-белорусских отношениях.

Нефтяной конфликт между Россией и Белоруссией будет разрешен после вывода на проектную мощность второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Причем кардинально – полным отказом от транзита. Как сообщил вице-премьер Игорь Сечин на встрече со своим белорусским коллегой Владимиром Семашко, позиция белорусской стороны была очень жесткой и Москва пошла "на ряд компромиссов с учетом особых отношений с братской республикой, с народом Белоруссии". Однако в будущем братской республике, скорее всего, придется пожалеть о своем упрямстве.

"Yтро" попросило прокомментировать ситуацию генерального директора аналитического агентства "ИнфоТЭК Терминал" Рустама Танкаева. Рустам Танкаев: Сложившаяся ситуация имеет очень большую историю. И строительство БТС-2 было начато именно из-за возникших проблем с транспортировкой нефти через территорию Белоруссии. В настоящее время этот проект благополучно развивается, и в ближайшей перспективе необходимости в белорусском транзите уже не будет.

Корень проблемы в том, что российская нефть фактически реэскпортировалась через территорию Белоруссии. При этом все преференции от экспорта получала Белоруссия, а Россия ничего не получала. До запуска БТС-2 конфликты между Россией и Белоруссией будут продолжаться. Фактически Россия много лет дотирует экономику Белоруссии, и основной источник дотаций – вот этот неявный реэкспорт нефти через территорию республики. Если этот источник дотаций убрать, ее экономика пойдет под откос. Вы представляете себе, что маленькая страна, которая практически не добывает собственной нефти, занимает шестое место в мире по экспорту нефтепродуктов. Первое занимает Россия, второе с отрывом в два раза занимают США, пятое – Япония. Так что Белоруссия в очень достойной компании, к которой ни по какому другому показателю и близко не подходит.

"Yтро": А что будет с ныне действующим нефтепроводом "Дружба"? Рустам Танкаев: Россия будет ударными темпами заканчивать БТС-2, для того чтобы полностью исключить из оборота трубопровод "Дружба" и, соответственно, шантаж со стороны Белоруссии и Украины (Украина ведь тоже в этом участвует). Тогда уже эта проблема сама собой решится. У нас был такой опыт в конце 90-х, когда были сложные отношения с Латвией, в основном, политического плана, а не экономического. Ну, в общем, такая же ситуация. И в конечном итоге построили БТС-1 и полностью исключили из оборота порт Вентспилс, который приносил очень большие деньги в бюджет Латвии. Латвия очень резко просела в экономическом плане, потеряла значительную долю бюджета, около 30%, кажется. И с тех пор этот источник доходов для страны полностью исчез. Россия экономически абсолютно не заинтересована в таком транзите.

То же самое будет с Украиной и Белоруссией. Не будет транзита газа, не будет транзита нефти. И огромная часть бюджета этих стран будет потеряна, причем навсегда. Возвращаться никто не станет, потому что трубопроводная система "Дружба" старая, она сильно изношена, для того чтобы ее обслуживать, нужны значительные деньги. И если ее остановить хотя бы на месяц, снова уже не запустишь. Фактически, руководство этих стран из-за сиюминутной выгоды зарезало курицу, которая могла бы им десятилетия нести золотые яйца.

Белорусское руководство, судя по всему, не желает учиться даже на собственных ошибках. Похожая история в свое время произошла с проектом газопровода "Ямал – Западная Европа 2". Его тезка "Ямал – Западная Европа" был построен уже в постсоветский период, и изначально предполагалось, что будет две очереди. Причем вторая должна была идти так же, как и первая, через территорию Белоруссии и Польши. Но, как только начались поставки газа, и Белоруссия, и Польша начали шантажировать Россию. Поэтому вторая часть проекта была полностью снята с рассмотрения и началось строительство "Северного потока".

Глобальное мошенничество

Количество преступлений в IT-сфере в 2009 году выросло в два раза. Такому скачку преступности способствовала анонимность в Интернете и сотовой связи, считают в МВД. Особенно активизировались мошенники. Да и задолжавшие граждане, спасаясь от приставов, в массовом порядке бросились регистрировать свои "мобильники" на бабушек и дедушек

В кризисный 2009 год мошенники, хакеры, любители похулиганить и просто желающие легких денег, используя свои познания в области информационных технологий, кинулись на заработки в интернет-пространство. Кому Всемирная паутина оказалась не по нраву, поспешили воспользоваться возможностями сотовой связи. Росту преступлений в области информационных технологий способствует анонимность в Интернете и сотовой связи, считает глава Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД РФ Борис Мирошников и призывает ужесточить наказание.

Преступное IT-цунами

Несмотря на все попытки сотрудников правоохранительных органов навести порядок темпы преступлений в IT-сфере только нарастают. Бороться с преступлениямимилиционерам мешает анонимность в коммуникационных сетях .

"Главный бич, который является страшным препятствием для расследований, а с другой стороны, поощряющим фактором для мошенников и хулиганов - это продолжающаяся анонимность в наших коммуникационных сетях", - считает Б.Мирошников.

По данным Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД РФ, озвученных Борисом Мирошниковым, в 2009 году в IT-сфере было зарегистрировано 17 тыс. 535 преступлений. В 2008 году их количество было на уровне 14 тыс.

Произошло двукратное увеличение таких преступлений как неправомерный доступ к компьютерной информации - 9489 (против 4500 в 2008 году), создание и распространение вредоносных программ - 2097 (в 2008 - 944), мошенничеств - 1010 (2008 - 580). В 2009 году подразделениями "К" МВД было возбуждено 8 тыс. уголовных дел, связанных с IT-преступностью, в том числе 3 тыс. 626 по неправомерному доступу к компьютерной информации, 426 - по распространению вредоносных программ, 587 - по нарушению авторских прав и 586 - по мошенничествам.

Относительно последних глава БСТМ отметил, что "Интернет-сети захлебываются от этого вида преступлений". Причины этого специалисты видят в последствиях экономического кризиса, в результате которого "огромное количество специалистов, не найдя применения своим способностям, ударилось в мошенничество".

Глава БСТМ обратил внимание, что милицейских сил для эффективной борьбы с преступлениями в сфере массовых коммуникаций явно недостаточно. "Численность подразделений "К" на фоне мирового телекоммуникационного пространства - это чайная ложка против Черного моря", - сказал Б.Мирошников, добавив, что очистить это пространство можно только совместными усилиями всех институтов общества.

Приставы спугнули должников

Достаточно серьезные проблемы наблюдаются по части регистрации сотовых телефонных номеров. "Ни один телефон, изъятый за последние годы у преступников и террористов, не был оформлен на их имена", - рассказал Б.Мирошников.

Надо сказать, что Россия в этой беде не одинока. Такая проблема существует во всех странах, правда, во многих из них "созданы эффективные средства борьбы с этой глупостью", отметил глава БСТМ МВД РФ.

К тому же началось массовое "мобильное" бегство граждан-должников от судебных приставов. Напомним, что в конце прошлого года российские судебные приставы в рамках борьбы со злостными неплательщиками обратили свое внимание на денежные средства на их "мобильных" счетах. Деньги должников можно списывать и оттуда, решили приставы. "Если мы имеем право работать с банковскими счетами, то можно говорить и о том, что соответствующие полномочия мы имеем и по отношению к сотовым операторам", - заявил в конце ноября руководитель ФССП Артур Парфенчиков.

Казалось, что последние изобрели довольно простой и эффективный способ взыскания средств с должников. Но эффект от "акций устрашения" приставов получился несколько иной. По словам Б.Мирошникова, изъятие денег с телефонных счетов абонентов - должников привело к массовому отказу россиян от регистрации номеров на свое имя.

Так что меры приставов по части списания денег со счетов абонентов-должников не нашли должной оценки в МВД РФ. "Возможно, это хорошая мера, но с криминогенной точки зрения она принесла совсем другой результат", - сказал глава Бюро специальных технических мероприятий ведомства.

"Происходит массовый отказ от регистрации. Даже те, у кого телефон был оформлен на его имя, перерегистрируют на бабушку, дедушку", - сказал Б.Мирошников.

За что американцу - 20 лет, россиянину - условный срок В БСТМ считают, что необходимо ужесточать ответственность за преступления в сфере информационных технологий. "Значительная доля правонарушений в этой области не предполагает суровой ответственности", - сказал Б.Мирошников журналистам. В то время как в США за некоторые правонарушения в этой области можно получить 20 лет тюрьмы, у нас, в России, за это грозит лишь полтора года условно. Корни таких поблажек уходят в прошлое: законодательство, регулирующее отношения в Интернете, было принято в 1998 году, "когда не было массового характера у этой преступности и многие беды представлялись на уровне детской шалости".

Представитель МВД РФ отметил, что ведомство участвует в законотворческой работе вместе с профильным комитетом Госдумы РФ. "Мы формулируем свои комментарии к Уголовному кодексу РФ", - сказал Б.Мирошников.

Что же касается вышеобозначенного количества преступлений в IT-сфере, то эти цифры, по словам руководителя БСТМ, приблизительные и, скорее всего, несколько ниже тех, которые есть на самом деле. "Те 17,5 тыс. преступлений, которые были зафиксированы в прошлом году, - это весьма относительная цифра, поскольку латентность (скрытость) в этой сфере по-прежнему остается очень высокой", - сказал он.

26 янв. 2010 г.

Как получить от государства 50 тысяч рублей


Энтузиазм нашим чиновникам внушает успешный опыт таких программ с условным названием «деньги за автохлам» в Европе и США. К примеру, в 2009 году продажи машин в Германии выросли на 23%, а в России упали на 50%. У нас такая программа стартует только сейчас. Как она будет работать? Что она даст россиянам? На эти вопросы «КП» ответил Алексей Рахманов, директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторговли России.

«ОСНОВНАЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ - ПЛОЩАДКИ УТИЛИЗАЦИИ»

- Алексей Львович, все ли готово к эксперименту?

- Практически. Мы определили критерии, по которым будем принимать машины в утиль. Утвердили список машин, которые граждане могут купить со скидкой. Заключены соглашения с большинством автодилеров. Основная головная боль - площадки утилизации. Дело в том, что эксперимент будет работать по всей России, но утилизаторы есть далеко не везде.

- Сколько их всего? И почему эта отрасль у нас не развита?

- Сейчас есть 12 площадок утилизации, которые, по нашей информации, готовы принимать транспортные средства. Но все они находятся в Центральной России: Москва, Санкт-Петербург и Поволжье. Ведь откуда им взяться? Для этого должен быть стабильный поток старых машин. К примеру, в Москве есть четкая установка по сбору брошенных машин - вот и появляется оборот транспортных средств, попадающих к утилизаторам. Но окупается все это дело, только если один пункт утилизирует не менее 20 - 30 тысяч машин в год. А по всей стране выходит из эксплуатации всего около 200 тысяч машин в год.

- Каковы сроки программы?

- Она будет действовать с 8 марта по 1 ноября 2010 года.

- Сколько всего государство выделяет на эти цели?

- 10 млрд. рублей. Они пойдут на компенсацию для покупки 200 тысяч новых машин.

ЧИСТАЯ ВЫГОДА - 47 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

- Что нужно будет сделать гражданину, чтобы получить скидку?

- Схема будет действовать следующим образом: гражданин привозит машину в дилерский центр, оплачивает 3000 рублей за услуги пункта по утилизации и оставляет машину по доверенности. Если машина не на ходу, гражданину придется оплатить услуги по ее транспортировке. Далее дилер снимает авто с учета в ГИБДД и перевозит на площадку утилизации. Бланк с отметками ГИБДД и площадки утилизации возвращается к дилеру. И на его основании гражданин может купить новый автомобиль со скидкой в 50 тысяч рублей. То есть для человека чистая выгода - 47 тысяч рублей.

- Что это за 3 тысячи рублей, которые нужно будет заплатить?

- Для того чтобы грамотно работала система, должен появиться кто-то, кто бы за утилизацию платил. Нигде в мире это не является доходным бизнесом. Лишь часть вторичного материала имеет продажную стоимость. Продаются металл, аккумуляторы, масла, которые пригодны для переработки, некоторые запчасти. Во всем остальном это только затраты. Поэтому сначала во многих странах их несли последние владельцы, которые самостоятельно отвозили машину на свалку и платили за ее утилизацию. А сейчас эту ношу взяли на себя производители техники.

- А не боитесь, что сейчас к вам понесут весь хлам со дворов?

- Мы принимаем любые машины (отечественные или иностранные), которые будут соответствовать нашим критериям (см. графику). Если автомобиль не проходит по ним, то дилер его может просто не принять. Хотя мы будем просить их не придираться к мелочам, например, если разбита фара. Но почему мы не хотим, чтобы начали собирать мусор по дворам? Потому что это не увеличит количества покупателей на новые машины. Ведь если машину бросили, значит, человеку она больше не нужна и он, скорее всего, купил себе другую. Мы запускаем эту программу для тех людей, которые хотят купить новый автомобиль, имея при этом старый.

- Почему гражданам просто деньги не раздать в таком случае? Сдал в утиль машину - получи деньги...

- В этом случае деньги пойдут, например, на покупку продуктов или на путешествия, но только не на машины. Единственная возможность привязать новые машины к автохламу - это работать через такую неденежную схему. Ведь цель программы - дать стимул развитию автомобильного рынка.

- Почему именно 50 тысяч рублей?

- Это среднее арифметическое того, что платили в разных странах. Кроме того, 50 тысяч рублей - это достаточный стимул для тех людей, которые покупают довольно дешевый отечественный автомобиль (это сравнимо с первым взносом по кредиту), и эта сумма довольно велика для человека, чтобы было выгоднее обменять свою старую машину на деньги.

МЕНЯЮ «КОПЕЙКУ» НА «ТОЙОТУ»

- Что можно будет купить с помощью ваучера?

- Список примерно такой же, как и по программе субсидирования кредитов (мы ее продлеваем на этот год), разве что немного расширился. Появились коммерческие автомобили, продукция ТагАЗа. А с учетом того, что сняли верхнюю планку, в список попали «Тойоты» и «Ниссаны».

- Можно ли будет совместить эти две программы?

- Почему нет? Только приобретаемая машина должна быть и в том, и в другом перечне. В любом случае скидку в 50 тысяч рублей человек получит.

- А если у человека две старые машины, может он получить два сертификата и 100 тысяч рублей скидки?

- Нет, один сертификат - одна новая машина.

- С запчастями от старых машин что будете делать?

- У нас стоит запрет на использование вторичных запчастей. Все пойдет в дробилку.

- А если они хорошо работают? Жалко же...

- Доктор сказал в морг - значит, в морг. Это требования безопасности. Надо понимать, что этим запчастям больше 10 лет. И какой у них остался ресурс: год, месяц, день? Кому потом предъявлять обвинения за произошедшее ДТП? Поэтому у нас в рамках эксперимента не планируются доходы от продажи вторичных запчастей. Сейчас разрабатываем механизм контроля за утилизаторами. Будем делать все, чтобы минимизировать ущерб от возможного мошенничества. А то как у нас бывает: по бумагам машины попали на свалку, а на деле потом где-нибудь всплывут. Наши российские граждане настолько изобретательны, что мы ничему не удивимся.

- Кстати, на автосайтах подскочили цены на старые «Жигули»...

- Поздно и бесполезно уже что-то покупать. 1 ноября этого года программа закончится. А те, кто сдает в утиль машины, должны владеть ею не меньше года. Так что те, кто покупает «копейки» сейчас, ничего не выгадают.

Список автомобилей, которые можно будет приобрасти взамен подержанного авто
Chevrolet - NIVA, Captiva, Cruze
Fiat - Albea, Doblo, Linea, Ducato
Ford - Focus, Mondeo
Kia - Spectra,
Sorento
LADA - весь модельный ряд
Renault - Logan, Sandero
Skoda - Fabia, Octavia
ГАЗ - 2217, 2310, 2705, 2752, 3221, 3302, Volga Siber
УАЗ - 2206, 2360, 3303, 3741, 3909, 3962, Hunter, Patriot, Pickup
Иж - 2717
Hyundai - Sonata, Accent, Santa Fe
TaгАЗ - Road Partner, Tager, LC100
Ssang Yong - Actyon, Kyron, Rexton
Opel - Antara, Astra
Nissan - Teana, X-Trail
Toyota - Camry
ISUZU - NLR85

21 янв. 2010 г.

Евро: новый обвал, старые проблемы

Долговые проблемы Греции продолжают нервировать не только министров стран Евросоюза, но и инвесторов во всем мире, заставляя их избавляться от единой европейской валюты. Стоимость евро к доллару США упала в среду до минимального уровня за 5 месяцев.

В России падение евро к рублю на ММВБ наблюдается уже целую неделю Единая европейская валюта в последнее время стремительно теряет в цене. Если всего неделю назад котировки евро на мировом рынке находились выше $1,45, то сейчас они сползли ниже $1,42. Одной из главных причин обвала являются долговые проблемы Греции.

Стоимость евро к доллару США упала в среду до минимального уровня за 5 месяцев, поскольку участники рынка опасаются, что углубление бюджетного кризиса в Греции негативно скажется на экономике всей еврозоны, сообщает агентство Bloomberg. Евро стоил $1,4193 утром в среду против $1,4288 на конец предыдущей сессии. В ходе торгов стоимость евро опускалась до $1,4167 - самого низкого значения с 19 августа 2009 года. Курс евро к австралийскому доллару приблизился к самой низкой отметке более чем за 9 лет.

Российский валютный рынок движется в русле общих тенденций. Утром в среду на ММВБ курс евро опустился ниже 42,2 рубля, в то время как еще неделю назад он был выше 43 рублей. В ходе торгов курс опускался до 42,13 руб./EUR, это минимум евро на ММВБ за период с 21 января 2009 года, т.е. примерно за год.

Между тем доллар в России вырос до максимума с декабря, в то время как рубль сохранил устойчивость, немного укрепившись по отношению к бивалютной корзине. Доллар стоил 29,7065 руб./$ в 11:30 мск в среду на сессии ММВБ расчетами "завтра". Его курс вырос к этому моменту на 5,65 копейки к уровню закрытия предыдущего торгового дня. В первые минуты сессии доллар поднимался до 29,75 руб./$, это максимум американской валюты с 30 декабря прошлого года. Также доллар заметно вырос по итогам индексной сессии ММВБ (часть сессии ММВБ по доллару расчетами "завтра" в период с 10:00 мск до 11:30 мск, средневзвешенный курс которой, как правило, используется ЦБ РФ для установления официального курса доллара на следующий день). Курс этой сессии составил 29,6941 руб./$, на 17,57 копейки выше текущего значения официального курса.

Между тем, в отношении евро сохраняются негативные ожидания. Член совета Европейского центрального банка Юрген Штарк выступит в среду с докладом об экономике еврозоны и дефиците госбюджета Греции и, как ожидается, повторит свой мрачный прогноз о нулевом росте денежной массы в регионе в ближайшие месяцы.

"Долговые проблемы Греции выглядят глубоко укоренившимися, и их нельзя мгновенно решить. Понижательное давление на евро сохранится", - утверждает экономист Japan Research Institute Ltd. Такэси Макита.

В то же время, морально поддержать падающий евро решил директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан. Он заявил, что еврозона будет противостоять суматохе, вызванной проблемами долгами Греции, спустя день после того, как министры ряда стран высказали беспокойство по этому поводу. “Это - серьёзная проблема, - сказал Д.Стросс-Кан в интервью Bloomberg Television. - Но я не думаю, что это приведет к фрагментации еврозоны”. Напомним, что в прошлом месяце все ведущие рейтинговые агентства предприняли негативные рейтинговые действия в отношении Греции, что вызвало падение котировок на рынке госдолга страны.

Сейчас на Грецию оказывают давление другие страны Евросоюза, побуждая ее активно бороться с кризисом, вызванным бюджетным дефицитом.

Дефицит госбюджета Греции составляет 12,7% ВВП и более чем в 4 раза превышает установленный для стран еврозоны порог в 3% ВВП. К концу года власти Греции намереваются сократить бюджетный дефицит до 8,7% ВВП за счет сокращения госрасходов и увеличения доходных статей. На прошлой неделе греческий парламент одобрил трехлетний план, призванный сократить дефицит бюджета до 2,8% ВВП, а также снизить государственный долг Греции, превышающий 113% ВВП.

Накануне министры финансов еврозоны предупредили, что Греции предстоит многое сделать для преодоления бюджетного кризиса, который, как опасаются эксперты, может перекинуться и на другие страны региона. "Греческий план слишком полагается на доходные статьи, - раскритиковал программу министр финансов Нидерландов Вутер Бос. - Он сильно зависит от единовременных мер". Нидерландский министр уверен, что программе нужен более стабильный фундамент.

А министр финансов Люксембурга Жан-Клод Юнкер отмечает, что планируемые Грецией меры являются шагом в правильном направлении, но "нам предстоит увидеть, будет ли этих мер достаточно". Руководство Европейского центрального банка на прошлой неделе назвало абсурдным предположение о том, что Грецию могут выгнать из еврозоны из-за бюджетных проблем. Между тем, такое мнение высказывали некоторые эксперты. Например, аналитик Standard Bank Стив Бэрроу заявлял в декабре, что до конца 2010 года Греция и Ирландия, в которых сложилась "неприемлемая ситуация", могут проститься с зоной евро.

Автомобиль от Михаила Прохорова

Самый богатый россиянин Михаил Прохоров решил заняться автопромом. Подконтрольная бизнесмену группа "Онэксим" готовит неожиданный проект по выпуску малобюджетного городского автомобиля. Своими планами М.Прохоров поделился с премьер-министром Владимиром Путиным

Российский миллиардер Михаил Прохоров, у которого есть активы в металлургии, электроэнергетике и финансовом секторе, похоже, решил заняться автопромом. Подконтрольная бизнесмену группа "Онэксим" займется производством малобюджетного городского автомобиля. О новом проекте М.Прохоров рассказал премьер-министру страны Владимиру Путину.

В ответ В.Путин, по словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, высказался за скорейшую проработку этого проекта с заинтересованными министерствами и ведомствами. До сих пор "Онэксим" прямого отношения к автопрому не имел.

В редакционном тексте, предваряющем вышедшее на днях интервью М.Прохорова журналу "Эксперт", говорится о планируемых предпринимателем "системообразующих проектах инфраструктурного значения", один из которых лежит в области автомобилестроения. "Новация, по которой еще предстоит принять решение и из-за которой Прохоров рискует, по его же словам, "прослыть сумасшедшим", - говорится в статье. Однако в самом интервью эта тема не упомянута ни разу. Комментариев в "Онэксиме" получить пока не удалось.

Планы М.Прохорова (самого богатого россиянина по данным Forbes в 2009 году) заняться производством автомобилей действительно кажутся неожиданными. Российский автопром, о котором сложены байки и анекдоты, крайне тяжело переживает кризис. К примеру, у крупнейшего отечественного автопроизводителя - "АвтоВАЗа" продажи по итогам 2009 года сократились на 44% до 349,5 тыс. машин по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В целом по рынку продажи новых авто в России за год сократились на 49% до 1,466 млн машин, подсчитали в АЕБ.

Вместе с тем, прогнозы аналитиков относительно авторынка в России в долгосрочной перспективе достаточно обнадеживающие. Так, согласно исследованию KMPG, к 2015 году продажи "железных коней" в нашей стране вырастут примерно на 40% по отношению к докризисному 2008 году.

Заметим, что стратегия М.Прохорова заслуживает внимания. Напомним, что М.Прохоров сумел удачно продать свою долю в ГМК "Норильский Никель" до того, как кризис поразил металлургию. В то же время, он приобрел половину компании "Ренессанс Капитал" в очень тяжелое для фондового рынка время, заплатив за эту долю в разы меньше, чем этот пакет оценивался до кризиса.

20 янв. 2010 г.

"Пузыри" в Китае


Китайская экономика перегрета, полагают эксперты. Цены на недвижимости в стране взлетели, инфляционное давление усиливается, что чревато возникновение "пузырей" на рынках. Причем перегрев экономики КНР угрожает глобальному экономическому росту, полагает WEF.


Угроза очередного краха в 2010 году вполне реальна Китайская экономика, бурный рост которой стал локомотивом для мировой экономики, при этом является и главным источником риска нового кризиса. Опасность представляют "пузыри", которые могут появится на финансовых рынках Китая, предупреждает World Economic Forum (WEF). Впрочем, КНР уже предпринимает меры по охлаждению экономики

Китайская экономика перегрета, при этом существуют риски появления "пузырей" на финансовых рынках страны, а также увеличивается инфляционное давление. Все это представляет собой основной риск для глобального экономического роста, говорится в отчете WEF, выпущенном в преддверии ежегодного заседания, которое состоится 27-31 января в Давосе.

Сокращение импульса к росту китайской экономики, демонстрирующей самые высокие темпы подъема в мире, "может негативно отразиться на мировых рынках капитала и сырьевых рынках", цитирует агентство Bloomberg отчет WEF.

По словам главного экономиста Zurich Financial Services Дэниэла Хофманна, "жесткая посадка" китайской экономики представляет собой наибольший риск. "Китайская экономика находится в состоянии перегрева", - отметил Д.Хофманн. "Рост цен на жилье в крупных городах КНР, таких как Пекин и Шанхай, превысил 60% в 2009 году", - отметил он. Цены на жилье в Китае выросли в декабре максимальными темпами за 18 месяцев.

Как сообщалось ранее, по данным China Securities Journal, объем кредитов, выдававшихся китайскими банками, на прошлой неделе ежедневно достигал порядка 100 млрд юаней ($14,6 млрд). Общий объем кредитов, выданных в ноябре, составил 294,8 млрд юаней. Огромный объем кредитования вместе с информацией о резком росте экспорта и импорта в декабре усилили опасения, что экономика КНР близка к перегреву.

"Китай сейчас проходит траекторию крайне несбалансированного роста. Власти уже объявили о некотором ужесточении денежной политики и ужесточении требований к капиталам банков", - заметил Хофманн. Однако, по его словам, в нынешней ситуации легко могут быть допущены политические ошибки.

Напомним, что во вторник Центробанк Китая повысил норму обязательного резервирования для банков на 50 базисных пунктов впервые с июня 2008 года. Кроме того, во вторник китайский ЦБ разместил векселя со сроком обращения один год под более высокую, чем раньше, доходность второй раз за неделю. Тем самым китайский ЦБ подтвердил мнение, что может повысить ключевую процентную ставку уже в первом полугодии 2010 года.

Финансовый кризис сделал глобальную экономику очень уязвимой к дальнейшим угрозам, учитывая значительный рост бюджетных дефицитов, отмечается в отчете WEF.

"Мы должны быть готовы к проблемам, - говорится в сообщении управляющего директора WEF Роберта Гринхилла. - Финансовый кризис и последовавшая за ним рецессия способствовали созданию обстановки, в которой нерешенные проблемы могут вырасти в очередной кризис".

По словам Д.Хофманна, ситуации, в которые недавно попали Дубай и Греция, подчеркивают угрозы, которые представляет собой рост бюджетных дефицитов.

"Проблемы Дубая и Греции являются первыми предупреждениями в отношении значительных уровней долга, - заявил эксперт. - Финансовые позиции стран emerging markets значительно лучше по сравнению с развитыми странами, поскольку они действительно предпринимали меры для решения проблемы дефицита бюджета, как, например, страны Латинской Америки".

В результате глобальной рецессии совокупная задолженность стран "большой двадцатки" вырастет с 80% до120% ВВП, сказал Хофманн. По его словам, все, что они потратили, весьма сложно вернуть, как и потратить еще больше в случае нового кризиса. При этом "Риск очередного краха в 2010 году вполне реален", - сказал он.

С малого бизнеса потребуют по большому

С нового года горадминистрация по требованию Федеральной антимонопольной службы (ФАС) отменила проведение спецаукционов, на которых городские площади можно было арендовать по ставке 1000 руб. за кв. м. Чиновники говорят, что данная мера должна произвести отрезвляющий эффект на предпринимателей, использовавших имущественную поддержку в корыстных целях.


В начале кризиса малый бизнес получил от московских властей беспрецедентные льготы. Круг предприятий, имеющих право платить за аренду помещений минимальную ставку, расширился за счет победителей аукционов, а сама ставка опустилась на рекордно низкий уровень - 1000 руб. за кв. м без НДС. По словам главы Департамента имущества Владимира Силкина, эта цена едва покрывает расходы города на обслуживание площадей, однако власти сознательно решили пожертвовать доходами ради поддержки реального сектора экономики. "В итоге от предоставления этой льготы бюджет потерял более 7 млрд. руб.", - говорит Силкин.

Предприниматели ответили на добрую волю столичных властей черной неблагодарностью. Многие фирмы, не имевшие ранее свидетельств малого бизнеса, нашли способ попасть в реестр и "раскрутили" бюджет на дополнительные 1,5 млрд. руб. в виде льгот. Начиная с весны 2009 года на спецаукционах для малого бизнеса стали править бал "черные риелторы", которые предлагали за аренду помещений, которые город выставлял на торги по цене 1 тыс. руб. за кв. м в год, 50- 70 тыс. руб.

"Эти предприниматели чувствовали себя абсолютно спокойно, поскольку знали, что независимо от итоговой цены будут платить по минимуму", - отмечает Силкин. По его словам, подавляющее большинство таких договоров были впоследствии перепроданы компаниям, не имеющим статуса малого бизнеса. В целом в руки "черных риелторов" ушло до 70% городских помещений, выставленных на спецаукционы в 2009 году. Однако еще в декабре столичные власти получили предписание ФАС, в котором отмечалось, что участники спецаукционов не имеют права на продление льготы. Департамент имущества уже разослал малому бизнесу уведомления, что с 1 января участники аукционов будут платить за арендуемые площади столько, сколько они сами наторговали. "Мы отдаем себе отчет, что за этим решением последует массовый отказ предприятий от договоров аренды, и готовы к этому.

Высвободившиеся площади вновь поступят на рынок, но уже по среднерыночным ценам", - обещает Силкин. Никаких спецаукционов с минимальной ставкой для малого бизнеса в 2010 году проводить не планируется. Более того, город намерен внедрить ряд ужесточающих мер для отсечения "черных риелторов": в частности, существенно увеличить размер залога, который вносят участники торгов, а также ввести категорический запрет на изменение профиля арендуемого помещения.

Глава Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев заявил "МК", что новая политика столичных властей произвела отрезвляющее воздействие на малый бизнес. "На последних торгах стоимость аренды городских площадей не поднималась выше 10 тыс. руб. за кв. м. Это значит, что имущественную поддержку города получают те, кому она нужна для развития собственного дела, а не для перепродажи", - подчеркнул он.

4 янв. 2010 г.

Конфликт России и Беларуси поднял мировые цены на нефть?


Цены на нефть марки WTI с поставкой через месяц в системе электронных торгов на американской бирже NYMEX 4 января преодолели отметку в 80 долларов за баррель: к 9.30 по московскому времени нефть стоила 80,09 доллара, что на 73 цента больше, чем по итогам последней сессии 2009 года. Как отмечает AFP, рост цен на нефть связан с нефтяным конфликтом между Россией и Беларусью.

По данным российских трейдеров, опрошенных агентством Reuters, Россия с 2010 года прекратила поставки нефти на белорусские перерабатывающие заводы. Официально эта информация пока не подтверждалась - в конце 2009 года российские чиновники обещали, что не будут перекрывать трубу.
Конфликт между Россией и Беларусью произошел из-за отсутствия нового контракта на транзит нефти. В Минске считают, что Россия должна поставлять в эту страну нефть по льготным ставкам. Они, по мнению белорусских переговорщиков, должны распространяться в том числе и на углеводороды, которые потом перерабатываются и идут на экспорт. В России с этим не согласны, так как хотели бы получать нельготные пошлины с поставленной таким образом нефти. До 2010 года нефть в Беларусь поставлялась по пошлинам, составлявшим около трети от тех, которые взимаются на границах с другими странами.
Кроме того, стороны не могут договориться о ставках по транзиту: Минск угрожает поднять их до 45 долларов за тонну. Источники российских деловых СМИ сообщали также, что Москва настаивает на приватизации белорусских нефтяных активов для их частичной продажи российским компаниям.
4 января, когда в Беларуси закончатся праздники, переговоры по новому нефтяному контракту должны продолжиться.