3 июл. 2011 г.

Как нас обманывают мобильные операторы


Пользователи сотовых сетей находятся в группе риска вместе с пассажирами общественного транспорта. Стоит расслабиться, и пропали твои деньги. Но в автобусах и троллейбусах скрытно промышляют карманники, а компании мобильной связи, незаконно списывающие деньги со счетов абонентов, действуют вполне легально. В первом случае речь идет о ловкости рук воров, во втором – о мошенничестве, скрытом за мелким шрифтом договоров на оказание услуг. Этот обман обходится потребителям в миллионы и миллиарды рублей.

Разговор по мобильному телефону с дочерью (оператор «Билайн»), состоявшийся несколько дней назад, привел автора этих строк к неожиданным результатам. Не успел положить трубку, как раздался сигнал о входящем sms. Отправитель информировал, что меня подключили к услуге «Привет».

Не успел я удивиться, ведь действий с телефоном по подключению услуг с моей стороны не предпринималось, как новое sms известило о сайте и пароле, без которого на этот сайт не зайдешь. Третье sms поставило перед фактом – оказалось, что «Привет» не просто подключен, а куплен мною сроком на 1 месяц, по окончании которого платная услуга будет автоматически продлена...

Однако лишние услуги на телефоне многим пользователям и даром не нужны. А за деньги – тем более. Пришлось позвонить в «Билайн» и потребовать, чтобы меня избавили от «Привета» и вернули деньги, без моего ведома списанные со счета. В компании возвращать деньги отказались категорически, утверждая, что они списаны правомерно. «Вы нажали «звездочку», – убеждала меня сотрудница компании. Не убедила. Скорее разозлила. Кому приятно сознавать, что тебя фактически против воли лишили денег, да и еще отказываются признать свою вину.

К сожалению, подобная бизнес-практика стала нормой для многих мобильных операторов. Навязыванием платных услуг грешат почти все компании мобильной связи. Поисковая система «Яндекс» выдает тысячи ссылок на запрос про обман абонентов сотовых сетей. С «Мегафоном» лично у меня неприятностей не было, поскольку я никогда не был абонентом этой компании. А вот с МТС конфликты случались. Осенью без моего согласия и ведома меня подключили к некоей услуге и списывали ежемесячно по 36 руб. Деньги небольшие, но неприятен сам факт заочного изъятия денег у ничего не подозревающего абонента. Сюрприз обнаружился лишь весной, когда баланс, вскоре после очередного пополнения, оказался минусовым. Таким образом деньги списывались почти полгода.

Представители МТС божились, что извещают всех абонентов посредством sms о подключении к услуге. Плакали бы мои денежки, если бы не обращение к здравому смыслу. Я доказал, что физически не мог получить sms, так как этот телефонный номер используется исключительно на iPade, а не на мобильном телефоне. «Вы видели у планшетника функцию приема звонков и sms-сообщений?» – спросил я. Сотрудники МТС честно признались – не видели. И вернули все суммы, списанные с октября 2010 года по март 2011 года.

Восторжествовал ли здравый смысл, если бы моим оппонентом был «Билайн», – не знаю. Ощущение такое, что представители этой компании крайне неохотно признают свои ошибки и не готовы так просто расставаться с деньгами абонентов. Обиженные граждане обращаются в суд и иногда при поддержке Роскомнадзора выигрывают дела, что совсем не просто, учитывая могучий потенциал юридической службы крупнейшей российской компании сотовой связи.

Не так давно Арбитражный суд Краснодарского края вынес решение, согласно которому «Билайн» привлекли к административной ответственности, в виде штрафа в 30 тыс. руб. Суть дела: один гражданин обратился с жалобой в краевое управление Роскомнадзора с просьбой рассмотреть вопрос о подключении его отцу услуги «Привет». Данную услугу гражданин у оператора связи не заказывал, долгое время вообще не знал о ее существовании и о том, что эта услуга платная. В общем, под копирку почти моя история.

В Роскомнадзоре расценили это как навязывание абоненту без его согласия дополнительной платной услуги, что противоречит правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением правительства 25 мая 2005 года № 328. Помощник руководителя Роскомнадзора Михаил Воробьев настоятельно рекомендовал обманутым абонентам искать правды и защиты в их ведомстве. К сожалению, даже активность Роскомнадзора не служит полной гарантией защиты интересов граждан. Слишком много нарушений, слишком инертны граждане, которые не хотят тратить время и нервы на то, чтобы вернуть свои деньги. Речь, как правило, идет о незначительных суммах в 10–30 или 100 руб. в месяц, которые растворяются в общих расходах на мобильную связь.

Однако эти «копейки», с учетом масштабов поставленного на поток обмана, превращаются в миллионы и миллиарды рублей прибыли сотовых компаний. По данным экспертов, у МТС сейчас – почти 70 млн. абонентов в России, у «Билайна» – около 51 млн., у «Мегафона» – чуть более 50 млн. На остальных российских операторов сотовой связи приходится в общей сложности около 37,5 млн. абонентов. Итого без малого – 210 млн. номеров, используемых для связи в сотовых сетях. Если у каждого незаметно изъять даже по 10 руб. в месяц, получается более 2 млрд. руб.

Деньги абонентов пропадают и при оплате услуг мобильной связи через терминалы. В основном по причине сбоев в электронных платежных системах. Зампред коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Владислав Капканов советует абонентам сохранять чеки, что позволит в дальнейшем предъявить претензии.

Когда абоненты не пользуются мобильной связью, они все равно не застрахованы от материальных потерь. Для этого пишутся хитрые пункты в договорах на оказание услуг. Например, пункт правил, согласно которому оператор вправе продолжать предоставлять абоненту услуги даже при наличии у последнего нулевого баланса счета. При этом процентная ставка по задолженности абонентов перед компанией может вырасти до 70% годовых.

При таком раскладе никто не застрахован от того, что в один прекрасный день не окажется в долговой кабале у своего сотового оператора. Именно это произошло с сотрудницей столичной риелторской фирмы, ребенок которой поиграл на телефоне сразу на 522 тыс. руб. Суд, к слову сказать, принял сторону абонента.

Еще несколько слов о заграничном роуминге. Мой знакомый, периодический совершающий поездки за рубеж, исправно получает предложение от сотовой компании подключить услугу, позволяющую снизить расходы на мобильную связь. Его удивляет бесполезность этих предложения – они приходят после того, как он уже вернулся в Россию. А внутри страны навязываемая услуга не только бесполезна, но и весьма затратна.

Юристы считают, что обман в любом случае нельзя оставлять безнаказанным, и предлагают следующий алгоритм действий. «В случае если права потребителя были нарушены оператором связи, необходимо с заявлением в письменной форме обратиться к нарушителю. Любые жалобы и заявления составляются в двух экземплярах, один из которых под расписку необходимо отдать оператору или направить по почте с уведомлением о вручении», – говорит юрист Московского общества защиты прав потребителей Жанна Ефимова.
Оригинал NG.Ru

Комментариев нет: