26 февр. 2009 г.

Безработица в Беларуси. Цифры оптимистичные, но не очень убедительные

По официальным данным, в экономике нашей страны работают 4,5 млн. человек. Безработными зарегистрированы всего 40,6 тысячи человек — 0,9 процента от всего занятого населения. Цифра достаточно оптимистичная. Однако для вдумчивого эксперта не очень убедительная. Особенно на фоне данных о безработице в соседних странах. В Российской Федерации количество безработных достигло 6,1 млн. человек. Или 8,1 процента экономически активного населения. В Украине — 900,6 тысячи человек — 3,2 процента. Экономическая ситуация в соседних странах непосредственно влияет на Беларусь. Но почему тогда у соседей безработица исчисляется в миллионах человек, а у нас — в тысячах?Объяснение простое. За рубежом уровень безработицы определяется по методологии Международной организации труда. Согласно ее стандартам, к безработным относятся лица старше 16 лет, одновременно соответствующие трем критериям: не имеют работы (или другого доходного занятия), занимаются поиском работы (самостоятельно или с помощью служб занятости), а также готовы приступить к работе в течение ближайшего времени. В Беларуси же уровень безработицы официально оценивается исходя из числа обратившихся в службы занятости и зарегистрировавшихся. То есть если уволенный работник не пошел в службу занятости, то он безработным официально не считается.В службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые из них предпочитают искать себе занятие самостоятельно. Многих не устраивает размер пособия по безработице. В самом деле, средний его размер в январе составил 47,6 тысячи рублей. Это значит, что безработный может тратить в день примерно полторы тысячи. Чуть больше полудоллара. В эту сумму должны входить расходы на питание, одежду, проезд, оплату жилищно-коммунальных услуг и т. д. Разве этого достаточно при современных ценах? Из-за относительно небольшого размера пособия уволенные работники не спешат регистрироваться в качестве безработных. От этого шага удерживает и то, что их могут обязать трудиться на общественных работах на менее 22 рабочих дней. В итоге наличие незарегистрированных в службах занятости граждан дает уровень безработицы менее одного процента.Размышляя о причинах установления такой величины пособия по безработице, неизбежно приходишь к выводу, что это было сделано для предотвращения увольнения работников с предприятий. Ведь в условиях стабильного экономического роста в стране было достаточно рабочих мест. Могла не устраивать заработная плата, но она все равно была выше пособия. На заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам министр труда и социальной защиты В.Потупчик сказал, что "повышение пособия по безработице (ранее речь шла о том, чтобы поднять его до размера бюджета прожиточного минимума. — Прим. авт.) приведет к тому, что большое количество работников может оказаться за воротами предприятий. Что лучше: чтобы работники получали невысокую, но стабильную и гарантированную зарплату или чтобы они пришли на биржу труда за повышенным пособием?"Слов нет, хорошо, если предприятия могут сохранить свои кадры в нынешние непростые времена. И работникам предпочтительнее сохранять свое место на предприятии даже при неполной занятости. Во-первых, у них есть работа и сам этот факт повышает самооценку людей. Во-вторых, они понимают, что в перспективе ситуация может поменяться к лучшему и заработки увеличатся. Да и сейчас средняя зарплата не так уж и мала: в декабре прошлого года — 1.000.002 рубля. В I квартале текущего года она может несколько снизиться. Однако понятно, что пособие по безработице в размере бюджета прожиточного минимума (сегодня 234,4 тыс. рублей) покажется суммой, из-за которой кто-то по собственной инициативе решит уволиться. А если какой-то работник получает меньше, то он наверняка предприятию не нужен. Поскольку в белорусских условиях всегда найдется источник для выплаты заработной платы.Министерство финансов наверняка возразит: увеличение пособия по безработице до минимального прожиточного уровня увеличит нагрузку на бюджет, а это недопустимо. Однако возможны варианты. Например, часть пособия по безработице может выдаваться хотя бы талонами на покупку белорусских товаров (тем самым будет стимулироваться еще и сбыт) или перечисляться целевым назначением на оплату жилищно-коммунальных услуг (что позволит снизить бюджетную поддержку этой сферы).Нужно признать, что не все предприятия смогут полностью сохранить свои кадры. В этом случае увольняемые работники должны видеть свои перспективы. Во-первых, получаемые ими пособия должны обеспечить их хотя бы минимально достаточными ресурсами. Во-вторых, таких работников нужно заранее готовить к смене профессии. Переподготовку желательно начинать еще до увольнения. При этом необходимо готовить такие программы переподготовки кадров, которые бы ориентировали работников на получение специальностей, востребованных в перспективе. Добиться этого чрезвычайно сложно, но можно. Мировой экономический кризис серьезно изменит систему мирохозяйственных связей. И уже сейчас нужно определять место Беларуси в новой системе международного разделения труда, выделять сферы деятельности, на которых будет специализироваться наша страна. Уже достаточно очевидно, что в стране необходимо опережающее развитие инновационной деятельности, строительства, сферы услуг (в том числе туризма) и т. д. И под эти специализации пора активнее переучивать кадры из менее перспективных отраслей.

Комментариев нет: